204 книги из чемодана. Часть 7

150)  А. Н. Толстой, “Петр Первый”

Зачем читать. И еще один прекрасный исторический роман – и тоже Толстого. Правда, уже другого. Апология сильной централизованной власти, силой которой проводятся реформы. Создается ощущение, что писателю близок сам дух петровской эпохи: так искренне и “вкусно” написан роман. Лучшее, пожалуй, произведение А. Н. Толстого. Роман не окончен из-за смерти писателя в 1945 году, однако успел получить три Сталинских премии. 

 

151)  А. Н. Толстой, “Золотой ключик, или Приключения Буратино”

Зачем читать. Прекрасная детская сказка по мотивам “Приключений Пиноккио”. Как это зачастую бывает, переложение получилось намного лучше оригинала. “Золотой ключик” с неизменным удовольствием читали несколько поколений. В результате имя Пиноккио мало с чем ассоциируется, зато Буратино знают все мои соотечественники.

 

152)  А. Р. Беляев, “Голова профессора Доуэля”

Зачем читать. Беляев – основоположник советской научной фантастики. “Голова профессора Доуэля” – произведение необычное и по-своему трагическое. Вот только не надо о “Франкенштейне”, пожалуйста, не надо…

 

153)  Б. Л. Пастернак, “Доктор Живаго”

Зачем читать. Наиболее поздний отклик на разрушение старых устоев в начале прошлого глазами русской интеллигенции. Сам Пастернак считал роман вершиной своего творчества как прозаика. На мой взгляд, “Доктор Живаго” написан весьма неровно; тем не менее, это достойное продолжение Платонова, Горького и Булгакова. За этот роман Пастернаку присудили Нобелевску премию, после чего немедленно началась травля писателя. Я Пастернака не читал, но осуждаю…

 

154)  М. А. Булгаков, “Собачье сердце”

Зачем читать. Булгаковских произведения в моем списке тоже будет два. Основная причина: достали уже с “Мастером и Маргаритой”, особенно после выхода сериала. Экзальтированные девочки в форумах восторженно визжат о том, как они любят Булгакова, и т.д. Не понимаю, чего тут больше: грамотного пиара или какой-то странной подростковой “булгакомании”, через которую так или иначе проходят все, читающие в школе о мытарствах несчастного Мастера и проделках воландовской шайки в Москве. Так что, из упрямства: сатирическая повесть “Собачье сердце”. Прекрасно показано “уплотнение” старой интеллигенции, засилье “новых” людей – грубых и безграмотных. Имя Шарикова стало нарицательным.

 

155)  М. А. Булгаков, “Мастер и Маргарита”

Зачем читать. И все-таки от “Мастера и Маргариты” никуда не денешься. Эпохальная вещь. Необыкновенно многослойная, мистическая, загадочная… Не люблю слово “культовый”, но это первое, что приходит на ум. Роман переведен на множество языков, а вспоминая постановки, экранизации и аллюзии в массовой культуре, можно сбиться со счету. Даже “Ария” со своим “Понием Пилатом” – туда же…

 

156)  М. М. Зощенко, рассказы

Зачем читать. Создатель комического образа героя-мещанина времен НЭПа. Язык рассказов Зошенко – самостоятельное явление; не знаю, в каких пропорциях смешаны там достоверность и гротеск, однако спутать его ни с чем нельзя. Меня всегда поражала любовь к Зощенко в СССР. Над кем смеетесь? Разве это не та же убогая мораль и интеллектуальный уровень от сих до сих, не те же штампы в речи?

 

157)  Ю. Н. Тынянов, “Смерть Вазир-Мухтара”

Зачем читать. Имеет смысл прочитать хотя бы ради одной фразы: “Ты не любишь людей – следовательно, приносишь им вред”.

 

158)  А. П. Платонов, “Котлован”

Зачем читать. Снова антиутопия. Создается не самое веселое впечатление о настроениях русской интеллигенции после революции – сплошное крушение надежд вместо прекрасного нового мира. “Котлован” из всех советских антиутопий, пожалуй, самый жуткий и производит самое тягостное впечатление. Впрочем, читать стоит уже ради самого стиля Платонова. Меня неизменно восхищает то, что он проделывает с языком: получаются какие-то тягучие фантасмагории, полный сюр. “В день тридцатилетия личной жизни…”

 

159)  В. А. Каверин, “Два капитана”

Зачем читать. По большому счету, Каверин – писатель весьма средний. Но именно он написал культовый роман сталинской эпохи, на котором выросло три поколения советских людей. И несмотря на все то пренебрежение, всю ту ненависть к “совку”, что внушали моему поколению чуть ли не с детства, несмотря на то, что впоследствии и то, и другое было сдобрено лошадиной долей дикого пофигизма, “Два капитана” остаются нежно любимой мною книгой – но не о Советском Союзе, а о любви, дружбе, молодости, романтике…

 

160)  А. П. Гайдар, “Тимур и его команда”.

Зачем читать. Героико-приключенческая повесть – пусть и не шедевральная, зато весьма характерная для своего времени. А мне лично – пища для сравнения рассказов Каверина. Да, много воды утекло…

 

161)  М. А. Шолохов, “Поднятая целина”

Зачем читать. Говорят, “Поднятой целиной” Шолохов заплатил за публикацию “Тихого Дона”. Не знаю, насколько пришлось писателю покривить душой, однако, несмотря на наличие положительного во всех отношениях Давыдова, судьба русского крестьянства представляется весьма незавидной…

 

162)  М. А. Шолохов, “Тихий Дон”

Зачем читать. Замечена интересная тенденция: о великих произведениях и писателях всегда спорят. Мол, был ли Шекспир, был ли Лао Цзы, написал ли Шолохов свой роман сам… Неплохая компания, не находите? “Тихий Дон” и правда намного сильнее всего остального, написанного Шолоховым, вместе взятого. Опуская социальную проблематику и проблемы казачества, это кладезь ярчайших образов русской литературы XX века.

 

163)  В. Т. Шаламов, “Колымские рассказы”

Зачем читать. Так получилось, что несколько десятилетий истории моей страны связаны с лагерями, тюрьмами, цензурой, тотальной слежкой – словом, не-свободой во всех ее проявлениях. Будучи далека от того, чтобы представлять себе СССР в виде одного большого лагеря, я, тем не менее, считаю эту тему по меньшей мере частью культуры и сознания нескольких поколений. Моего – наверное, уже нет, хотя кто знает… Главным обличителем лагерей был  Солженицин, но Шаламов на порядок “литературнее”.

 

164)  А. И. Солженицин, “Один день Ивана Денисовича”

Зачем читать. Довольно сложный выбор… Первое, что приходит в голову, – монументальный “Архипелаг ГУЛАГ”, но, во-первых, тут слишком много нареканий, во-вторых, он совершенно неудобоварим, наконец, в-третьих, это не литература. Поэтому остановимся на повести “Один день Ивана Денисовича” – о выживании в самых страшных условиях и, несмотря ни на что, надежде и способности не потерять человеческий облик. 

 

165)  А. и Б. Стругацкие, “Трудно быть богом”

Зачем читать. Фаворитизм чистой воды. Мало того, что Стругацкие оказались у меня в одном списке с Гомером и Шекспиром, я им еще и две позиции выделила. Я отдаю себе отчет в том, что эпитет “гениальный” по отношению к произведениям Стругацких звучит странновато (посему клеить его не буду), а насчет влияния, оказанного на литературу и образ мысли последующих поколений – тут, кажется, я покривлю душой, если буду слишком уж превозносить его. С другой стороны, было же поколение 60-х, физики-лирики, кто-то пел бардовские песни у костра, а кто-то читал научную фантастику. Более того, я уверена, что советская научная фантастика – явление совершенно особенное и вполне достойное внимания. “Трудно быть богом” – первая книга Стругацких, в которой затрагивается тема прогрессорства, и одновременно – самая жесткая из всего цикла Мира Полудня, как мне кажется.

  

166)  А. и Б. Стругацкие, “Пикник на обочине”

Зачем читать. Прогрессорство наоборот. Нет, все-таки не удержусь от восторженных эпитетов… Повесть “Пикник на обочине” – маленький шедевр.

 

167)  В. Н. Войнович, “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина”

Зачем читать. Чонкин – этакая смесь Иванушки-дурачка, бравого солдата Швейка, Василия Теркина и Тиля Уленшпигеля. В романе-анекдоте множество фольклорных аллюзий – причем не только и не столько с древнерусским фольклором, сколько с позднейшими мифами, возникшими вокруг Великой Отечественной войны. Это не шедевр, нет. Просто очень яркий и очень спорный образец советской литературы конца 1960-х (не репрезентативный, прошу заметить, не типичный!) с очень русским юмором, легкой грустью и идиотизмом.

 

168)  А. Т. Твардовский, “Василий Теркин”

Зачем читать. Раз уж речь зашла о прототипах Чонкина… Василий Теркин – собирательный образ русского солдата, что-то вроде артефакта советской культуры. Вся пропаганда самого мирного государства была построена, в общем-то, на военной тематике, так что образ воина долгое время оставался одним из ключевых. Ленин – наш рулевой, Родина-мать и Неизвестный солдат, возле памятника которому традиционно фотографировались невесты в белых платьях. И при всей “советскости” Твардовского, при всем том, что я, подобно еще нескольким десяткам миллионов людей, могу не соглашаться с его взглядами на сталинизм, “Василий Теркин” – вещь гениальная. У Твардовского получился очень “русский” образ, достойный того, чтобы остаться вечным (кстати, удивительное дело: никакой пропаганды в поэме нет… вообще…). С кем можно сравнить? Пожалуй, первое и единственное, что приходит в голову, – Евгений Онегин.

 

169)  И. Ильф, Е. Петров, “Двенадцать стульев”

Зачем читать. Культовое произведение. Пожалуй, одно из наиболее часто (и с удовольствием!) цитируемых. Неотъемлемая часть русской культуры. А первый, кто скажет, что это не так, пусть бросит в меня камень.

 

170)  И. А. Ефремов, “Таис Афинская”

Зачем читать. Вполне возможно, что Ефремов был талантливым палеонтологом, одаренным философом и смелым мыслителем. Но вот писателем он был весьма средним. И никаких стилистических красивостей в его книгах нет. Зато… Ефремов – не первый и не последний, кто писал о Красоте. Были другие – талантливее, лучше владели слогом… Но никто, на мой взгляд, не делал это так серьезно и последовательно. “Таис Афинская” – это не только интересный исторический роман; это еще и ода женской красоте в частности и гармонии в целом. Та же тема, что и в “Лезвии бритвы”, и в “Катти Сарк”…

 

171)  В. В. Ерофеев, “Москва – Петушки”

Зачем читать. Поэма в прозе – о распаде одной отдельно взятой личности и всей страны в целом. Это произведение любят цитировать, посмеиваются над рецептами коктейлей, которые надо помешивать веточкой павилики, а меня каждый раз, когда читаю, пробирает дрожь. Мрачно, страшно, безнадежно… Прощайте, 60-е и 70-е, которых я, к счастью, никогда не видела, прощай, электричка “Москва – Петушки”, которую я видела очень хорошо. Крышесносящий эксперимент: читать Ерофеева, сидя в поезде, следующем по тому самому маршруту.

 

172)  С. Д. Довлатов, рассказы

Зачем читать. Проза Довлатова – совершенно уникальное явление. С одной стороны – массовая культура в чистом виде (да-да, та самая, которую презирают высоколобые интеллектуалы). С другой – высокая литературы в лучших традициях русской классики. Чехов XX века, только чуть более усталый и циничный. Рассказы очень простые, “естественные” и очень яркие. Мне нравится, как довлатовские детали “щелкают”, словно кусочек мозаики, – и появляется живая картинка.

 

173)  В. П. Аксенов, “Остров Крым”

Зачем читать. Фантастический роман, эксперимент не только с альтернативной историей, но и альтернативной географией. Социальная и политическая сатира. Попытка – sic! – представить себе Россию без коммунистичского влияния.

 

174)  Л. А. Филатов, “Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца”

Зачем читать. Выучить наизусть. Вставлять цитаты. Вызывать неизменное восхищение окружающих. Ясно? Это я тебе, голуба, говорю как краевед. Будете смеяться, но я первый раз прочла сказку в самой первой публикации – в “Юности” 1986 года.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s