Бел Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”

Роман, СПБ, ИД “Азбука-классика”, 2007, 240 с.
Из аннотации: “Бел Кауфман – американская писательница, чье имя хорошо известно читателям во всем мире. Славу Бел Кауфман принес роман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”. Роман о школьниках и учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы. Книга начинается словами “Привет, училка!” и заканчивается словами “Привет, зубрилка!”, а между этими двумя репликами письма, письма, письма – крики людей, надеющихся, что их услышат”.
И на задней обложке: “Девяностошестилетняя Бел Кауфман и по сей день продолжает свои публичные выступления, а на вопрос, когда же она начнет писать мемуары. ведь такой возраст, отвечает, что “слишком занята, чтобы стареть”. Чувство юмора никогда не изменяло писательнице и очень пригодилось Бел Кауфман, когда, поняв, что аванс за будущий роман истрачен, а сам роман (первый в ее жизни) еще не написан, ей пришлось взяться за дело. Получился замечательный, искренний веселый и грустный, серьезный и смешной, но никак не скучный, роман о школе, который в одночасье принес Бел Кауфман славу. Книга стала бестселлером, по ней снят телевизионный сериал и фильм с Сэнди Дэннис в главной роли. Молодая учительница Сильвия Баррет, главная героиня романа, попадает в самую обычную американскую школу и, пытаясь разными способами “достучаться” до сердец и душ своих учеников, неожиданно понимает, что единственное, в чем нуждаются эти озлобленные, несчастные, не верящие в собственное будущее и себя ребята, прячущиеся от жестокости мира и родителей за маской наглости или безразличия, – это любовь и понимание”.
 
Книга очень понравилась. Так как я в прошлом тоже учительница, то буквально с первых страниц окунулась в тот сумасшедший ритм, который приходится выдерживать учителям, ведя уроки, неся дополнительную нагрузку по различным дежурствам, с бесконечной отчетностью и отсутствием дисциплины. Хотя школа американская, много из того пришло к нам в школы, что меня просто поразило. Конечно, как выяснилось позже, не везде такая нагрузка и есть места с человеческими условиями. Но главная героиня, как не мечтала о таком рабочем месте, все же не смогла покинуть ответственный пост учителя, работающего с особо отстающими (ОО) детьми.
Название книги странное вроде бы. Я задумалась. Может быть это лестница- эскалатор, которая идет вниз, а человек по ней пытается забраться наверх. Очень похоже на учительскую нагрузку. Или иногда бывает в зданиях, когда наверх ведут 2 лестницы у стен, соответственно перила не касаются их. Таким образом, чтобы правая рука была на перилах, удобно по одной лестнице подниматься, а по другой спускаться. Видимо, в этой школе даже было запрещено подниматься по лестнице, по которой спускаются. Там много еще чего было запрещено. Учителя и ученики выкручивались как могли. От бесконечного инструктажа в голове все путалось, и никто не желал вникать во все эти циркуляры и распоряжения.
Дилемма учителя – сделать так, чтобы “ученики понимали, и в то же время мы не можем быть слишком близкими. Отношения учителя с учеником – это что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно должна я выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фамильярностью, достоинством и отчужденностью”. Сильвия организовала ящик для посланий от учеников, где они могли не подписываясь, высказать свое мнение по любому вопросу. И таких мнений в книге много, а также инструкций, записок, циркуляров. Характеристики всех героев можно узнать только из мнений учеников или учителей, письменно об этом упомянувших. Лично я прочла книгу за 2 вечера. Советую читать всем недалеким от школы людям.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s